Калиничева Виктория
Мастер - класс для педагоговМастер – класс для педагогов МБДОУ. Тема: Особенности организации деятельности - детское экспериментирование. Автор: Калиничева В.А. – воспитатель МБДОУ д/с № 1 г. Починка Цель: Распространение опыта по организации детского экспериментирования среди педагогов - дошкольников. Задачи:
Раскрыть особенности проведения детского экспериментирования.
Участники мастер-класса: Педагоги МБДОУ Починковского района.
(слайд 3) Детское экспериментирование – это детская деятельность, в результате которой ребенок самостоятельно или под незаметным для него руководством взрослого делает для себя открытие.
В процессе экспериментирования воспитатель должен выступать для детей не как учитель, а как равноправный партнер, незаметно направляющий детскую деятельность в нужное русло. Знания, не рассказанные воспитателем, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
В процессе организации детского экспериментирования я придерживаюсь определенной структуры Тему для экспериментирования я выбираю с учетом интересов детей и в соответствии с темой проекта или с каким-то событием.
(слайд 6) Поскольку источником познавательной активности является наличие проблемы, особое внимание я уделяю созданию проблемного поля. Например: «Нужно напоить чистой водой котенка, а вода грязная». В некоторых случаях предоставляю детям поле пробности, например, чтобы определить из какого материала Каркуше можно сделать лодку, дети пробуют, какие материалы тонут, а какие нет. Важно, чтобы ребенку был понятен личностный смысл деятельности, чтобы он мог ответить на вопрос «Зачем я это делаю». Наличие проблемы, создание интереса способствует созданию положительной мотивации у детей к деятельности.
(слайд 7) Создать мотивацию мне помогают сказочные герои (показываю Степашку).
(слайд 8) Мотивация нужна, чтобы деятельность для детей значимой была. - Степашка: Конечно, помогу и про фокус расскажу.
(слайд 9) Степашка: Вот вчера к нам приходил кот фокусник и показал интересный фокус. Налил в банку воды, накрыл ее картонкой, перевернул, и…. представляете, картонка не упала и вода не пролилась. Вот здорово. Жалко, что вы этого не видели.
Степашка: Надо превратиться в экспериментаторов и провести эксперимент. Вы хотите стать фокусниками и попробовать провести такой фокус? Ведущий: Как вы думаете, если мы сделаем все, как описал Степашка, что произойдет? (ответы) Этот вопрос помогает нам с детьми выдвинуть предположения.
Ведущий: Далее мы учимся планированию, с помощью наводящих вопросов дети описывают какие действия они будут выполнять, планируют ход проведения эксперимента.
Проводится опыт до конца
(слайд 10) Ведущий: В процессе проведения эксперимента мы обсуждаем и проверяем наши предположений.
Какие вы можете сделать выводы по завершении нашего опыта. Почему картонка не упала?, а когда под ней взмахнули, картонка упала и вода с шумом вылилась из стакана? Почему? Итак, мы уже знаем, что воздух везде. Воздух оказывается сильный, он удерживает картонку прикрывающую целую банку с водой. Он давит на картонку снизу, а когда мы его прогнали рукой, картонка упала.
(слайд 11) Такой эксперимент – фокус развивает у детей любознательность и удивление, а удивление это первая ступенька к исследованию и познанию окружающего мира.
(слайд 12) Чаще мы организуем эксперименты, в которых дети могут сами делать открытия и выводы. Или так… Появляется Хрюша: «Степашка, вот какой мне магнит подарили, он все-все примагничивает, предметы из любых материалов». Степашка: «Хрюша, ты ошибаешься, такого быть не может, я не верю». Ведущий: Хрюша, Степашка, не надо спорить, может вам спросить у наших гостей, как они думают». Степашка: «Помогите, нам разобраться, пожалуйста, все ли магнит притягивает. Ко всему ли он примагничивается?» Ведущий: Как же нам узнать кто из них прав? Что для этого нужно?
Так какой мы можем сделать вывод? (Слайд 13) В таких экспериментах дети самостоятельно планируют деятельность, находят способы деятельности, делают вывод на основе самостоятельных действий. (Слайд 14) Уважаемые коллеги, проведем рефлексию: 1. Все ли вам было понятно в содержании мастер – класса. 2. Полезна ли была вам информация мастер - класса. 3. Если у вас появился интерес к детскому экспериментированию и желание применять его в своей работе прошу вас пустить мыльные пузыри. Ведущий: Мы пускаем пузыри, в воздухе летят они. Открылся нам сейчас секрет, Как детский организовать эксперимент. (слайд 15) Спасибо за внимание и участие в мастер–классе. 2 мая 2017 в 10:30
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.