Калиничева Виктория

САМООБРАЗОВАНИЕ

 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

детский сад  №1 г. Починка

План по самообразованию

 

 

Театрализованныеигры, каксредстворазвитияречи

 

 

 

 

Педагог: Калиничева Виктория

Александровна

 

Починок, 2015

 Дошкольное образовательное учреждение первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.  

Игра – ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего ещё не умеет. Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает родной язык, и, конечно же, учится общению.

      Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.

Среди творческих игр особенной любовью детей пользуются игры в “театр”, драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Основная трудность в работе с детьми - это слабое развитие речи детей, нарушение звукопроизношения. Есть дети в группе, которые плохо говорят, не проговаривают слова, звуки. Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Театрализованная деятельность направлена на развитие у детей ощущений, чувств, эмоций, воображения, фантазии, памяти. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства.

Поэтому, я считаю, что моя тема по самообразованию  позволяет сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Тема самообразования:  

«Театрализованные игры, как средство развития речи» .

Работа начата  - 01.10.2015 г., предполагается закончить  -  30.05.2016 г.

Цель:

 создать условия в группе для развития речи детей через  театрализованные игры.

Задачи:

1. Развивать умение эмоционально воспринимать художественные произведения (при этом использовать весь комплекс средств интонационной, лексической и синтетической выразительности) .

2. Развивать уверенность в себе и социальные навыки поведения, создавать творческую атмосферу, психологический комфорт, эмоциональный подъём, акцентировать внимание на развитие всех видов памяти, фантазии воображения, художественно-речевого, игрового, сценического творчества.

3. Способствовать восстановлению психофизических функций (тренировка пальцев, мышц, мимики).

Предполагаемый результат:

• умение владеть навыками выразительной речи;

• умение передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию;

• проявлять интерес, желание к театральному искусству;

• передавать образы сказочных персонажей характерными движениями;

• взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность;

• умение последовательно высказывать свои мысли;

• умение произносить одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса;

• выразительно читать стихотворный текст;

• умение владеть своими чувствами, держатся уверенно перед аудиторией;

• умение владеть правилами хорошего тона, поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми;

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

• анализ программно-методических материалов;

• определение и содержание методов, технологий эффективного использования театрализованной деятельности для речевого развития дошкольников;

• создание предметно-развивающей среды для применения инновационных и развивающих технологий при речевом развитии средствами театрализованной деятельности;

• выявление уровня освоения детьми образовательной программы по речевому развитию;

• приобщение родителей к совместной театрализованной деятельности.

 

Месяц

 

Тема

Формы работы

 

дети

 

родители

 

педагоги

октябрь

Подбор литературы

Путешествие в театр. Театральная азбука.  Диагностика творческих способностей (Приложение №1)

Консультация «Театрализованная деятельность в детском саду» (Приложение №2)

Доклад «Театрализованная деятельность в детском саду» (Приложение №3)

ноябрь

Виды театра: перчаточный, кукольный пальчиковый.

 Рассказ о видах театра. Игры с элементами театрализации.  (Приложение №4)

Индивидуальная работа по изготовлению некоторых видов театра. (Приложение №5)

Методика театральных игр и условия их осуществления. (Приложение №6)

декабрь

 Настольный театр.

Рассказ об особенностях настольного театра. Показ способов действия с куклами настольного театра.

Изготовление атрибутов (маски, трафареты, настольный театр Консультация: «Как поддержать у детей интерес к театру» (Приложение № 7) Предложить родителям – посетить театр.

Обмен опытом в рамках театральной недели. (Приложение №8)

январь

  Развитие коммуникативных способностей средствами театрально-игровой деятельности Работа над развитием речи через театральную деятельность. Работа над образом, ролью.

Инсценирование стихотворения Э. Успенского: «Разгром». Упражнения на развитие дикции, эмоциональности Совершенствовать речевой слух. (Приложение №9)

Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию. Закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи.

Консультация для педагогов «Театрализованные игры» Классификация театрализованных игр. (Приложение №10)

февраль

«Театр картинок» Инсценировка сказки: «Теремок»

Рассказ об особенностях театра картинок. (Приложение №11)

Изготовление фотоальбома: «Театр детям».

Консультация для педагогов старших возрастных групп «Театр на столе». (Приложение №12)

март

«Пальчиковый театр» 

Театрализованная игра: «Дедушка Молчок». (Приложение №13)

Привлечение родителей к изготовлению пальчикового театра.

 «Пальчиковый театр – один из способов развития мелкой моторики у дошкольников. (Приложение №14)

апрель

Работа по развитию актёрского мастерства

Речевые игры с движениями, упражнения-пантомимы. (Приложение №15, №16, №17, №18.)

Выступление на родительском собрании « Чувства и эмоции маленького артиста» (Приложение №19)

Организация театрализованной деятельности дошкольников на разных возрастных этапах.  (Приложение №20)

Май

Театр «ОБЕРЕГ».

Знакомство с театром «ОБЕРЕГ» Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей  ( Приложение №21) Разыгрывание русского народного праздника: «БЕРЁЗКИН ДЕНЬ». (Приложение №23)

Диагностика. (Приложение №25)

 Консультация: «Фольклор в детском театре».  (Приложение №22. Памятки для родителей  по теме: «Театрализованная игра способна развить речь вашего ребёнка». (Приложение №24)

 Показ праздника: «БЕРЁЗКИН ДЕНЬ».

Практический показ праздника: «БЕРЁЗКИН ДЕНЬ».

Формы представления результатов самообразования:

v Доклад на педсовете, сообщение на педсовете.

v Консультации, консультация-практикум.  

v Творческий отчет.

v Проведение мероприятий, развлечений.

v Наглядно-иллюстративный материал.

v Открытое занятие для родителей и педагогов на тему «Берёзкин день».

v Презентация: Театр, игра, речь…

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1. Буренина А.И. От игры до спектакля. Методическое пособие. СПб, 1996.

2. Генов Г.В. Театр для малышей. М., «Просвещение», 1968.

3. Гурин Ю.В., Монина Г.Б. Игры для детей от трех до семи. СПб, «Речь», 2008.

4. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Екатеринбург, У-Фактория, 2004. .

5.Князьков А.А. Словарь. Педагогическое речеведение. М – Флинта, Наука, 1998.

6. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. – М., Владос, 2000, кн. 1: Общие основы психологии – 688с

7. Орлова Ф.М. Нам весело. М., «Просвещение», 1993. 

8. Уликова Н.А. Словом душа растёт». СПб, «Старт», 1999.

9. Уроки театра на уроках в школе НИИ АПН СССР. М., «Педагогические мастерские по художественному воспитанию», 1990

10. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. М., Генезис, 2006.

11. Чистякова М.И. Психогимнастика. М., «Просвещение», 1999.

12. Юдина Е. Коммуникативное развитие ребенка и его педагогическая оценка в группе детского сада. // Дошкольное воспитание № 9, 1999 (статья в журнале).

 

 

16 января 2016 в 22:43

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.